Взятие крови на гемокультуру

Посев крови на стерильность (аэробные и анаэробные бактерии) с определением чувствительности к антибиотикам

Взятие крови на гемокультуру

При посеве крови на гемокультуру бактериологическая лаборатория обычно ежедневно выдает промежуточные заключения о наличии или отсутствии роста бактерий на питательных средах. Окончательный ответ включает идентификацию вида бактерий, выделенных из культуры, вместе со сведениями о чувствительности или устойчивости этого вида к антибиотикам.

Результаты посева крови распределяются на следующие 3 группы:

  • нет роста бактерий;
  • рост монокультуры (единственного вида бактерий) или чистой культуры;
  • смешанный рост (выделено более одного вида бактерий).

Отсутствие роста бактерий может быть достоверным результатом, если кровь пациента действительно стерильна.

Окончательный отрицательный результат лаборатория выдает, если через 10 дней после посева крови роста бактерий на культуральных средах не обнаружено. Однако следует учесть возможность того, что такой результат является ложноотрицательным, т.е.

у пациента есть бактериемия, но ее не удалось выявить. Причинами ложноотрицательного результата могут быть следующие обстоятельства:

  • во флакон с культуральной средой было добавлено недостаточно крови;
  • до взятия крови больному было начато лечение антибиотиками (антибиотики, содержащиеся в крови взятой пробы, угнетают рост бактерий);
  • инкубационный период недостаточен для получения роста редких медленно растущих видов бактерий.

При получении монокультуры или смешанного роста оценка результатов зависит от вида выделенных микроорганизмов и массивности роста.

Выделение патогенных видов бактерий с несомненностью свидетельствует об их этиологической роли в заболевании.

В том случае, когда из крови выделены условно-патогенные микроорганизмы, иногда трудно решить является ли полученный вид бактерий результатом бактериального загрязнения (ложноположительный результат) или отражает наличие сепсиса (положительный результат).

Выделение одного вида микроорганизмов в чистой культуре из крови более вероятно отражает наличие бактериемии, чем бактериальное загрязнение пробы, если:

  • тот же вид бактерий был выделен у больного и из какого-либо другого очага инфекции;
  • тот же вид бактерий был выделен при повторном взятии пробы крови;

Смешанный рост указывает на то, что из культуры крови было выделено более одного вида бактерий. При сепсисе такой результат встречается редко, поэтому в большинстве случаев свидетельствует о загрязнении культуральной среды, особенно если выделенные бактерии являются частью нормальной микрофлоры кожи.

Вместе с тем, при оценке результатов бактериологических исследований необходимо понимать, что рост микрофлоры в крови – важный диагностический признак сепсиса, но только при наличии соответствующей клинической картины заболевания.

При получении чистой культуры спектр антибактериальных препаратов, к которым определяется чувствительность, зависит от выделенного вида микроорганизмов.

В случае выделения штаммов метициллин-резистентного стафилококка дополнительно проводится определение чувствительности к антибактериальным препаратам (смотри раздел «Посев на метициллин-резистентный стафилококк и определение чувствительности к антибиотикам»).

Некоторые штаммы грамотрицательных бактерий семейства Enterobacteriacеae, высеваемых из крови, могут продуцировать бета-лактамазы расширенного спектра, т.е. относится к ESBL-штаммам, в таких случаях пациенту показано дополнительное исследование «Определение чувствительности ESBL-штаммов микроорганизмов».

Правила взятия:

Необходимо придерживаться асептической техники, чтобы исключить бактериальное загрязнение культуры. При правильном взятии проб в культуре крови присутствует только тот микроорганизм, который находится в крови пациента.

1. Кровь следует брать из периферической вены. Никогда не используйте для этого постоянный катетер, который может быть загрязнен бактериями.

2. Процедуру нужно проводить в стерильных перчатках. Место венепункции необходимо обработать 2 % раствором йода или другим антисептиком. Через 1-2 мин йод следует удалить 70 % этиловым спиртом и убедится, что кожа сухая. Крышка флаконов с культуральной средой, куда вносят образец крови, тоже должна быть продезинфицирована 70 % этиловым спиртом.

3. Кровь берут стерильным шприцем и иглой, стараясь не прикасаться руками к месту венепункции.

4. Перед введением крови из шприца во флакон с культуральной средой через закрывающую его резиновую пробку, иглу следует обязательно сменить. Это предупреждает попадание в культуру бактерий, которые могли попасть на иглу с кожи пациента. Никогда не снимайте пробку с флакона с культуральной средой. Это может привести к ее загрязнению бактериями из окружающей среды.

5. Флаконы с культурой крови должны быть снабжены этикеткой с данными о пациенте и вместе с бланком-заявкой немедленно отправлены в лабораторию.

Если кровь берут, когда лаборатория закончила работу, флаконы следует поместить в термостат при температуре 37° С, чтобы мог начаться рост бактерий.

В бланке-заявке на бактериологическое исследование крови важно привести клинические данные о пациенте (диагноз) и сведения о терапии антибиотиками, если она проводилась до взятия крови.

Помимо техники для успешного обнаружения специфического возбудителя сепсиса важно соблюдать определенные правила взятия проб крови для получения гемокультуры:

  • многократный в течение суток бактериологический посев крови (обычно не менее 3-5 раз в сутки, кровь берут на фоне повышения температуры тела у пациента за 2-3 ч до ее максимального подъема в 2 флакона – для аэробов и анаэробов); при однократном посеве крови на гемокультуру максимально удается получить 80 % положительных результатов, при двухкратном – 90 % и трехкратном – 99 %;
  • большинство методов, используемых в бактериологических лабораториях, дают положительный результат исследования гемокультуры при количестве бактерий от 10 до 15 в 1 мл крови; увеличение количества крови, взятой для исследования на гемокультуру с 2 мл до 20 мл, повышает вероятность получения положительного результата с 30 до 50 %, за исключением новорожденных;
  • у детей с сепсисом количество бактерий в 1 мл крови выше, чем у взрослых, поэтому объем взятия крови рассчитывают следующим образом: у детей до 10 лет – 1 мл крови на каждый год жизни, старше 10 лет – 20 мл;
  • оптимальное соотношение между количеством взятой крови для исследования и культуральной средой должно составлять 1:10;
  • не следует откладывать начало лечения антибиотиками для того, чтобы получить несколько проб крови в течение большого промежутка времени (с целью повысить вероятность положительного результата исследования гемокультуры).

Источник: https://citilab.ru/labs/119/services/07/07-04-001/5716.aspx

Продемонстрируйте забор крови на гемокультуру — Студопедия

Взятие крови на гемокультуру

5.Для посева крови необходимо приготовить:

Оснащение: шприц, стерильный лоток, ватные шарики, 70% спирт, клеенчатая подушечка, жгут, стерильные перчатки, желчный бульон

1.обработайте руки

2.надеваем стерильные перчатки

3.под локоть пациента подкладываем клеенчатую подушечку

4.на среднюю треть плеча накладываем и завязываем жгут на рубашку или салфетку

5.просим пациента нескольок раз сжать кулак, одновременно обрабатываем область локтевого сгиба последовательно 2 ватными шариками, смоченными спиртом

6.проверяем проходимость иглы и отсутствие воздуха в игле

7.берем шприц в правую руку: указательным пальцем фиксируем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр

8.левой рукой натягивает кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая ее к переферии, чтобы фиксировать вены (кулак пациента сжат)

9.не меняя положения шприца в руке, держа игру срезом вверх, почти параллельно коже, прокалываем кожу и пунктируем вену, пока не ощутим попадание в пустулу

10.убеждваемся, что игла в вене, тянем поршень на себя – в шприце появится кровь, набираем необходимый объем крови (5-10 мл)

11.развязываем жгут

12.прижимаем к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлекаем иглу.

Часть D Составить плане беседы в школе по профилактике ЧМТ.

Задания: Билет № 22

Задача:

К больному С., 42 лет, был вызван фельдшер скорой помощи с жалобами на слабость, головную боль, повышение температуры до 39С, озноб. Болен 5-й день, все дни отмечал слабость, периодические подъемы температуры до 40С. Повышению температуры предшествовал сильный озноб. Падение температуры происходит резко и сопровождается сильной потливостью. Лихорадочные приступы повторяются через 1 день.

При осмотре: состояние средней тяжести, бледен, склеры субиктеричены, сыпи нет. В легких дыхание везикулярное. Пульс 94 уд/мин, тону сердца приглушены, АД 115/75 мм рт.ст. Язык обложен, влажный. Живот мягкий, слегка болезненный в правом и левом подреберьях. Печень увеличена на 2 см., пальпируется селезенка. Менингиальных симптомов нет. Физиологические отправления в норме.

Эпидемиологический анамнез: последние 2 года жил с семьей в Пакистане, возвратился 18 дней тому назад.

1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.Составьте план обследования больного.

3.Перечислите возможные осложнения и назовите методы их профилактики.

4.Определите дальнейшую тактику фельдшера.

5.Продемонстрируйте технику приготовления мазка и толстой капли крови.

Эталон ответа:

1.Предполагаемый диагноз.-.малярия трехдневная. Поставлен на основании клинических данных: интоксикация, перемежающая лихорадка, протекающая с ознобом, жаром, потливостью, периодичность лихорадочных приступов – через 1 сутки, и два дня апирексии, гепатоспленомегалия. На основании эпидемиологического анамнеза — пребывание в районе, эндемичном малярии.

2.Общий анализ крови – эритроцитопения. ретикулоцитоз, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Общий анализ мочи – низкая плотность мочи, выраженная протеинурия.

Биохимическое исследование крови – повышение содержания мочевины и креатинина, повышение свободной фракции билирубина, вследствие внутрисосудистого гемолиза, паразитологическое исследование – нахождение в мазке крови и толстой капле крови плазмодия – vivax.

3.Осложнения – малярийная кома – проявляется сильной головной болью, многократной рвотой, беспокойством больного, сменяющимся психической и физической вялостью, потерей сознания, затем возбуждением, появлением патологических рефлексов. В период глубокой комы – полная арефлексия, утрата сознания.комы – полная арефлексия, утрата сознания.

Гемоглобинурийная лихорадка обычно развивается при топической малярии на фоне лечения хинином и связана с острым внутрисосудистым гемолизом.

Развивается внезапно потрясывающий озноб, быстрый подъем температуры, боль в пояснично-крестцовой области, рвота, желтуха. Диурез уменьшается. Моча приобретает темно-коричневый или черный цвет.

Острая почечная недостаточность – развивается в результате нарушения микроциркуляции в почках.

Техника приготовления мазка и толстой капли крови – согласно алгоритму действия.

Часть D Составить план беседы о профилактике туберкулеза для персонала школы.

Задания: Билет № 24

Вы работаете фельдшером скорой помощи. Прохожий останавливает вашу машину, едущую с вызова. На обочине дороги лежит мужчина средних лет.без сознания.

Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На лице множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. АД 80/60 мм рт.ст. пульс 64 уд/мин, дыхание поверхностное, учащенное. ЧДД 26 в минуту.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику

Эталон ответа:

1.Открытая черепно-мозговая травма (ушиб головное мозга).

Основание: данные объективного осмотра: нарушение сознания, ранение головы, нарушение сердечной и дыхательной деятельности (гипония и одышка).

2.Алгоритм оказания неотложной помощи:

-ввести гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в для стимуляции сердечной и дыхательной деятельности и снижения внутричерепного давления; при отсутствии гормонов ввести аналептики (кордиамин и кофеин);

-наложение асептической повязки на область ран с предварительной обработкой 3% раствором перекиси водорода

-убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости очистить ротовую полость от слизи и зубных протезов и установить воздуховодную трубку

транспортировать на носилках в нейрохирургический стационар.

Часть С Продемонстрируйте технику исследования пульса.

Часть D Составить план беседы в школе о вреде фастуфуда.

Задания. Билет № 25

Задача:

Вы работаете фельдшером здравпункта без врача. К Вам обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, боль и подвижность нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный прием пищи. Возникновение болей связывает с травмой, которую получил на рабочем месте – оступился и ударился о край своего станка.

Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица вследствие вынужденного положения нижней челюсти – рот полуоткрыт, слюнотечение и кровотечение изо рта зубные ряды не смыкаются, при пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева, определяется подвижность отломков нижней челюсти.

Часть С Продемонстрируйте технику измерения АД.

Часть D Составить план беседы о профилактике полиомиелита для персонала детского сада.

1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

3.Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4.Составьте план диагностических исследований в стационаре.

5.Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталон ответа:

1.У больного перелом нижней челюсти. Заключение основано на данных анамнеза — наличие травмы, выраженный болевой симптом и данных объективного исследования – вынужденное положение нижней челюсти, подвижность отломков челюсти и боль при пальпации, нарушение прикуса, кровотечение и слюнотечение изо рта.

2.Дополнительные симптомы, которые можно выявить при пальпации — подвижность зубов в области перелома.

Для подтверждения диагноза необходимо рентгенологическое обследование, которое поможет определить точную локализация перелома и его характеристику.

По состоянию больной не нуждается в госпитализации, для оказания специализированной помощи он должен быть направлен в стоматологическую поликлинику.

3.Доврачебная помощь:

а)с целью профилактики асфиксии необходимо провести осмотра полости рта на наличие инородных тел (сгустка крови, коронки зубов и др.)

б)с целью обезболивания ввести парентерально препараты спазмолитического и анальгетического действия

в)провести вправление челюсти

г)закрепить отломки челюсти в положении прикуса при помощи круговой повязки

д)направить в стоматологическую поликлинику для оказания специализированной врачебной помощи.

4.Диагностическая и лечебна программа в стоматологической поликлинике:

-рентгеноскопия головы в 2 х проекциях, проведение местной анестезии (05; 1.2% раствор новокаина, 2% раствор лидокаин и др.)

-изготовление и фиксация индивидуальных шин по Тигерштедту с зацепными петлями * рекомендации больному по уходу за полостью рта и питанию

-назначение сроков контрольного посещения.

5.Техника измерения АД – согласно алгоритму.

Часть D Составить план беседы о профилактике полиомиелита для персонала детского сада

БИЛЕТ 26

Задача: Вы пришли на вечеринку к друзьям. Было весело, играла классная музыка, девочки, и мальчики шумно развлекались, каждый по – своему. Спиртные напитки были на любой вкус, с закуской правда была «напряженка». Вам, почему-то было не весело. Выпивать Вы не любитель, да и не все развлечения были Вам по душе.

Вы пошли искать друга Петю, чтобы сказать ему, что идете домой. Нашли вы его в ванной, его непрерывно рвало. Он сказал, что ему очень плохо и попросил не бросать его одного в этой компании. С трудом Вы добрались до Вашего дома.

Утром Петя рассказал, что выпил не очень много, но это было в первый раз, в другой раз он надеется, что легче перенесет употребление спиртных напитков.

Источник: https://studopedia.ru/20_13040_prodemonstriruyte-zabor-krovi-na-gemokulturu.html

Техника взятия и посева крови на гемокультуру и стерильность

Взятие крови на гемокультуру

Цель: определить вид возбуди геля инфекционного заболевания и его чувствительность к антибиотикам.

Оснащение: Шприц для однократного применения, лоток стерильный с тампонами и пинцетом, жгут резиновый, салфетка (подложить под жгут), 70% этиловый спирт, спецодежда (стерильный халат, маска, перчатки), чистые пробирки в штативе.

Дополнительное оснащение: – стерильные флаконы со средами (в 1-ю неделю заболевания получить флакон со 100 мл; во 2-ю неделю 150 мл; 3-я педеля -200мл) полученными в бактериологической лаборатории к моменту забора крови;

– спички, спиртовка.

Этапы Примечание
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту цель и ход исследования и получить его согласие. При необходимости дать инструктаж и составить памятку по подготовке пациента к процедуре. Забор крови осуществляется в вечернее время на высоте температурной кривой. Рекомендуется исключить прием жирной пищи накануне исследования.
2. Подготовить оснащение, пронумеровать пробирку и направление. Пробирка и направление каждого пациента имеют одинаковый номер.
3. Помощь пациенту занять удобное положение для венепункции лежа или сидя. Зависит от тяжести состояния пациента.
4. Вымыть и осушить руки, надеть спецодежду, перчатки. Соблюдается безопасность сестры на рабочем месте.
5. Подложить под локоть пациенту клеенчатый валик. Для максимального разгибания локтевого сустава.
6. Наложить резиновый жгут в области средней трети плеча и завязать так, чтобы петля жгута была направлена вниз, а свободные концы вверх (под жгут подложить салфетку или расправить рукав рубашки).
7. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак. Найти наиболее наполненную вену. Лучше пунктировать наполненную и фиксированную вену.
8. Обработать вену в области локтевого сгиба ватными шариками или салфетками, смоченными 70% спиртом, не менее двух раз, меняя их, соблюдая правила асептики. Обязательно соблюдать правила асептики.
9. Зажечь спиртовку.
Выполнение процедуры
1. Набрать, необходимое количество крови в шприц, снять иглу, сбросить в дезинфицирующий раствор. Набирается из вены в 1-ю неделю заболевания 10 мл: во 2-ю неделю -1 5 мл; в 3-ю неделю – 20 мл.
2. Открыть стерильную емкость левой рукой, соблюдая стерильность, обжечь горлышко над пламенем спиртовки.
3. Выпустить медленно кровь из шприца, не касаясь стенок емкости. Закрыть емкость, обжигая пробку.
Окончание процедуры
1. Помочь пациенту встать или лечь удобно. Зависит от тяжести состояния пациента.
2. Установить штатив в контейнер, затем в бикс, уплотнив ватой или поролоном.
3. Доставить бикс с кровью и направлением в клиническую лабораторию.

Техника забора крови на серологическое и биохимическое исследование

Цель: лабораторная диагностика инфекционных болезней.

Оснащение: шприц для одноразового применения лоток стерильный с ватными тампонами и пинцетом, жгут резиновый, салфетка (подложить под жгут), 70% этиловый спирт, спецодежда (медицинский халат, маска, перчатки).

Чистые пробирки в штативе.

Этапы Примечание
Подготовка к процедуре.
1. Объяснить пациенту цель и ход исследования и получить его согласие. При необходимости дать инструктаж и составить памятку по подготовке пациента к процедуре. Забор крови из вены проводиться утром, натощак, до приема лекарственных средств. Рекомендуется накануне исследования не принимать жирной пищи.
2. Подготовить оснащение, пронумеровать пробирку и направление. Пробирка и направление каждого пациента имеют одинаковый порядковый номер.
3. Помочь занять пациенту удобное положение, лёжа или сидя для венепункции. Зависит от тяжести состояния пациента.
4. Вымыть и осушить руки, надеть спецодежду, перчатки. Соблюдается безопасность мед. сестры на рабочем месте.
5. Подложить под локоть пациента клеёнчатый валик. Для максимального разгибания локтевого сустава.
6. Наложить резиновый жгут в области средней трети плеча и завязать так, чтобы петля жгута была направлена вниз, а свободные концы вверх (под жгут подложить салфетку или расправить рукав рубашки). Жгут не должен при завязывании ущемить кожу руки, а при венепункции его концы не должны попасть на обработанное спиртом поле.
7. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак. Найти наиболее наполненную вену. Лучше пунктировать наполненную фиксированную вену.
8. Обработать вену в области локтевого сгиба ватными шариками, смоченными 70% этиловым спиртом не менее двух раз, меняя их и соблюдая правила асептики. Обязательно соблюдать правила асептики.
Выполнение процедуры.
1. Выполнить венепункцию.
2. Убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя. Возникает ощущение «попадания в пустоту». В шприце должна появиться кровь.
3. Продолжать тянуть поршень на себя, набирая нужное количество крови, не снимая жгута. Количество крови зависит от вида и количества анализов.
4. Развязать жгут, прежде чем извлечь иглу из вены. Это предотвратит образование гематомы в месте пункции.
5. Прижать место пункции стерильным ватным шариком (салфеткой), смоченным70% спиртом, извлечь иглу. Фиксировать шарик в течение 1-2 минут, затем сбросить в дезинфекционный контейнер Не оставляйте ватный шарик, загрязнённый кровью у пациента.
6. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе, удерживая ватный шарик на месте пункции. Ватный шарик на месте пункции сдавливает вену и способствует остановке кровотечения после инъекции.
7. Снять иглу со шприца, сбросить в дезраствор. Это можно не делать, но необходимо знать, что эритроциты крови могут быть повреждены при выпуске крови из шприца через иглу и это вызовет их гемолиз.
8. Выпустить медленно кровь по стенке пробирки, находящейся в штативе. Следить, чтобы кровь не пенилась при быстром наполнении пробирки, так как это приведёт к гемолизу крови в пробирке.
9. Разобранный шприц положить в ёмкость для инъекции.
Окончание процедуры.
1. Помочь пациенту встать или лечь удобно. Зависит от тяжести состояния пациента.
2.Установить штатив в контейнер, затем в бикс. Подробный домашний адрес необходим для проведения заключительной дезинфекции в очаге.
3. Доставить бикс с кровью и направлением в иммунологическую лабораторию.

Техника постановки и учет кожно-аллергологической пробы

Цель: определение повышенной чувствительности макроорганизма к возбудителю и его токсинам, для диагностики бруцеллеза, туляремии, токсоплазмоза, брюшного тифа, орнитоза, дизентерии, Ку-лихорадки и др.

Оснащение: туберкулиновый шприц с иглой, 70% этиловый спирт, аллерген (бруцеллин, тулярин).



Источник: https://infopedia.su/3xd172.html

SosudamHelp.Ru